Для здоровья и красоты - Женский портал

Н. А. Заболоцкий "Некрасивая девочка"

Стихотворение было создано Н. Заболоцким в 1955 году. Условно мы можем выделить в нем описательную часть и рассуждение. Вначале мы, вместе с лирическим героем наблюдаем происходящую во дворе бытовую сцену. Два мальчика на новых велосипедах катаются по двору, забыв про свою некрасивую сверстницу, которая всюду бегает за ними. Описание внешности девочки приведено довольно подробно: растрепанные волосы, длинный рот, кривые зубы, острые и некрасивые черты лица. Автор сравнивает ее с лягушонком. Даже прелесть детства ничуть не сглаживает эти черты, а в юности она будет совсем не привлекательна («нечем прельстить воображение»). Лирический герой предчувствует те неприятности, те слезы и горечь разочарований, которые ожидают девочку в будущем. В ней может развиться неуверенность, и она навсегда так и останется лишь серой тенью среди своих красивых подруг. Но на фоне ничем не складного описания внешности особенно ярко выделяется красота ее души. Она распахнута для радости существования. В ней отсутствуют чувства зависти и мести, она способна разделять чужую радость, испытывать ее как свою собственную: «Чужая радость так же, как своя томит ее и вон из сердца рвется…». Героиня так невинна перед этим миром, открытым для познания всего прекрасного, в ней «ликует и смеется» жизнь. Она готова узнавать его снова и снова, видеть что-то новое. Она такая живая среди других, настоящая. Несмотря на то, что отсутствие внешней красоты обрекает девочку на одиночество, лирический герой верит в то, что ее внутренняя скрытая сила справится со всеми будущими разочарованиями и не пропадает в ней несмотря ни на что: «Мне верить хочется, что чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень!» Эта картина во дворе приводит лирического героя к раздумьям о том, что же такое красота на самом деле, в каком виде она присутствует в людях. Он пытается разобраться, почему мы пренебрегаем этой самой «грацией души» и боготворим идеальную внешность. Вопрос, которым оканчивается стихотворение – риторический, в нем заключен и ответ. Для лирического героя красота это не только наружная оболочка. Ее нужно не только созерцать, но и осмысливать ее истинность. Настоящая красота это тот огонек, который освещает нашу душу и греет своим теплом.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Читает Д.Самойлов

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?

Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?

Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958):

И пусть ее черты нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Из книги Да-цзе-шу [Искусство пресечения боя] автора Сенчуков Юрий Юрьевич

ПЯТАЯ СТИХИЯ - «ПУСТОТА» Вся система боя держится на четырех стихиях: земля, вода и ветер - они окружают нас со всех сторон и в нашей повседневной жизни, но можно говорить и о существовании пятой стихии - пустоты, без нее в нашем мире не найдется места всем четырем. Даосы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Ковш (сосуд) Ковш, сосуд для питья и разлива браги, кваса и мёда, широко распространённый на Руси с древности вплоть до середины 19 в. Имеет округлую ладьевидную форму с одной высоко приподнятой ручкой или двумя - в виде головы и хвоста птицы. К. делались из дерева (для

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Хум (глиняный сосуд) Хум, большой (высотой до 1,5 м) глиняный сосуд, суживающийся книзу, с горлом (или без него) для хранения воды и продовольственных запасов. Широко распространён в быту населения Средней Азии с 1-й половины 1-го тыс. до н. э. В верхней части Х. обычно

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону Из басни «Помещик и трава» Козьмы Пруткова.Иносказательно: далеко не все, что хочется, можно

Из книги Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям автора Голуб Л. Ю.

Мир, в котором мы живем Самое главное - научить людей мыслить. Б. Брехт Необозримы границы мира, в котором мы живем, необозримо его разнообразие. Вечный в своем развитии, он является неистощимым источником познания. Бесконечный в своих проявлениях, он ставит перед разумом

Из книги Медицинские запоминалки автора Климов Алексей Григорьевич

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

vas, vasis m – сосуд Примерное произношение: вас.Z: Случай в гастрономе: Мне уже в который раз Продают прокисший кВАС. Вы его залили в ВАС, Лучше б квас залили в

Из книги автора

Что такое пустота? С бытовой точки зрения проблемы в определении пустоты нет. Мы всегда с легкостью видим, пусто ли помещение, пуста ли посуда. Пустое место - это где ничего нет. Мало того, его нередко понимали как место, где нет ничего важного, существенного. Например,

Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?
Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958):
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?" в других словарях:

    Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903 1958): И пусть ее черты нехороши И нечем ей прельстить воображенье, Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье. А если так, то что… … Словарь крылатых слов и выражений

    КРАСОТА Русская философия: словарь

    Красота - одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная… … Русская Философия. Энциклопедия

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Красоту трудно судить. Красота - загадка…

Ф. Достоевский «Идиот»

Однажды темным морозным утром я ехала в автобусе по длинному проспекту, покрытому легким пушистым снежком. На синем холодном небе еле-еле пробивались бледные лучи рассвета. Дневной свет упал на мою спутницу, и только сейчас я смогла разглядеть ее. Она была бледна как мрамор, на ее красивом лице ярко выделялись черные, немного грустные глаза. Из черного берета выбивались светлые, соломенного цвета, кудрявые волосы. Одета девушка была в длинную черную юбку и такого же цвета пальто. Весь ее облик, одежда, манера держаться и какая-то аристократичная осанка вещали о том, что их обладательница - гостья из позапрошлого века, ибо в наше время искусственной и вульгарной красоты не часто встречаются такие утонченные и обаятельные люди. Девушка была прекрасна по-своему, ее лицо и привлекало внимание тем, что не было вызывающим.

Тысячелетиями гениями человечества в поэмах, музыкальных произведениях и на холстах воспевался этот дар - красота . Но что же это такое с православной точки зрения и в чем различия со светским пониманием?

Каждое тысячелетие меняло идеал красоты . В XV веке, в период готики, считалась прекрасной женщина, которая обладала S-образным силуэтом фигуры. Пришедшая на смену эпоха раннего Возрождения объявила идеалом красоты бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос, стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты: пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. XIX век - век модернизации и активного развития всех сфер общества - возвратил человечество в античность, провозгласив для женщин - «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Но вернемся в наше время и посмотрим вокруг: какой ныне идеал красоты? С обложек журналов, экранов телевизоров нам навязывают девушек, женщин, обладающих болезненной худобой, с длинными ногами, с лицами, похожими на кукол. На них не хочется смотреть, они скрывают внутренний свет души: большие глаза, длинные, неестественные ресницы, пухлые, большие губы… А многие современные юноши, мужчины забыли, что значит мужественная внешность, широта плеч, смелость во взгляде, уподобившись женщинам в отращивании волос, прокалывании ушей, использовании косметики и украшений для тела. Вспоминаются слова апостола Петра:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет. 3, 3-5).

Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин писал:

«Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе».

Действительно, как мы уже убедились, красота - это не правильность черт, форм и красок, ее идеалы не долговечны, меняются с эпохой и исчезают вместе с ее прототипами. Только внутренняя, духовная красота вечна и приковывает к себе взгляд многих людей , к ней тянутся, пытаясь насладиться ее обаянием, гармонией и духовной силой. Такой взгляд запечатлен во многих произведениях русской литературы, например, в образах Татьяны Лариной, Натальи Ростовой или княжны Марьи из «Войны и мира». В описаниях их внешности автор не употребляет высоких слов, говорящих о неземной красоте, это обыкновенные, ничем не примечательные лица, порой даже дурнушки. Но именно они больше привлекают внимание читателя, нежели другие героини, в несколько раз превосходящие их внешностью. Великодушное, чуткое, сострадательное сердце, целомудренные, чистые помыслы и поступки, богатый внутренний духовный мир делают их неизмеримо выше в наших глазах, их глаза озарены внутренним светом прекрасного состояния души.

Человеку не помогут самые дорогие косметические средства и дорогая одежда, если окружающие его люди не будут чувствовать в нем чуткую, добрую душу, отзывчивого и любящего друга. Порой некрасивый человек, не отличающийся яркой внешностью, правильными чертами лица, бывает прекрасным, излучая изнутри свет, а красивый лицом отталкивает от себя, проявляя дурной характер и уродливую душу, ведь еще философ Иван Ильин писал, что каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. При этом она должна уйти в себя, в глубину, где слышит пение ангелов, должна вслушаться в него, забыться в нем, очиститься в нем и жить им. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям.

Сейчас уже точно доказано наукой, что наше душевное, эмоциональное состояние постоянно выражаются на лице. Поджатые или прикушенные губы, нахмуренные брови, взгляд исподлобья - вся эта мимика, отражающая тайные грехи гнева, уныния, памятозлобия на нашем лице с возрастом словно застывают и навеки запечатлеются на нем. В старости уже не стоит большого труда судить о характере, темпераменте и тайных прегрешениях даже незнакомого человека. Перед глазами до сих пор стоит лицо одной бабушки - прихожанки храма: в обрамлении седых волос доброе, светлое лицо и глубокие, ясные глаза, отражающие всю душевную теплоту и искренность. Сейчас такие лица встречаются не часто, но уже одного взгляда достаточно, чтобы проникнуться к этому человеку особым чувством, прочувствовать свет, исходящий из самого сердца.

Евангелие и духовная красота всегда шли рука об руку в своем преобразующем все вокруг шествии по миру, изуродованном грехом. Каждый раз, когда люди обращаются ко Христу, их жизнь и их окружение становятся красивее, ведь творение Абсолютной Красоты не может быть уродливым, и, стоит только сбросить панцирь страстей и прегрешений, как миру представляет чистая, прекрасная душа, осветляя и лицо неземной красотой. Канон покаянный ко Господу, читаемый перед Причащением, напоминает нам одну простую истину, помнить которую нужно всегда: «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго».

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее - сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Для здоровья и красоты - Женский портал