Для здоровья и красоты - Женский портал

Сказка - это древнейшая форма устного народного творчества. Так же можно сказать, что сказка - это устное прозаическое произведение, фантастического характера построенное на реальной основе. Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Сказка была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное наслаждение.

Роль сказки в воспитании ребенка очень велика. С помощью сказки ребенок познает окружающий мир, способность ориентироваться в пространстве, различать времена года и способствующие этому сезону детали. При помощи сказки ребенок понимает такие понятия, как добро и зло, что добро всегда побеждает зло, поэтому ребенок тоже стремится быть добрым, приветливым, помогать окружающим, уметь прощать. Также сказка оказывает благотворное влияние на память и мышление детей, развивает фантазию малыша.

Сказка лучший помощник в воспитании и в общении с ребенком. Она очень много значит в жизни ребенка и вообще человека.

Сказок очень много и они имеют различные виды и типы. Три основные группы - жанровые разновидности:

Сказки о животных

Сказки волшебные

Сказки социально-бытовые

Каждая группа сказок имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль. Жанр - сказки о животных - формировался долгое время, обогащался сюжетами, вырабатывались определенные структурные понятия. В начале, складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. В последствии, эти сказки стали рассказывать не только о русских лесах, о реальных представителях животного мира, но и выражать определенную степень познания мира, наблюдать повадки животных. Можно выделить шесть групп сказок о животных:

Сказки о диких животных (лиса-повитуха, звери в яме)

Сказки о диких и домашних животных: (“Волк и семеро козлят”, “Кот и дикие животные”)

Сказки о человеке и диких животных: (“О мужике, медведе и лисе”, “Медведь - липовая нога”)

Сказки о домашних животных: (“Сказка о козе-дерезе”, “Курочка ряба”)

Сказки о птицах, рыбах и других: (“Петушок и бобовое зернышко”)

Сказки о прочих животных и растениях: (сказка о тереме, сказка о колобке)

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место, они были весьма популярны и в народе. Особенности волшебных сказок состоят: в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, в необычности событий, в особых приемах и способах композиции, повествовании и стиле.

Можно выделить шесть групп волшебных сказок:

1. Первая группа сказок объединяется борьбой героя с чудесным противником: (“Кащеева смерть в яйце”, “Три царства: медное, серебряное золотое”)

2. Вторая группа сказок - поиски и освобождение от плена и колдовства невесты жениха: (“Царевна - лягушка”, “Финист - ясный сокол”)

3. Третья группа сказок - сказки о чудесном помощнике: (“Золушка”, “Конек-горбунок”)

4. Четвертая группа - сказки о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели: (“Волшебное кольцо”)

5. Пятая группа - сказки о чудесной силе или умении: (“Иван - медвежье ушко”)

6. Шестая группа - “Прочие сказки” - это сказки, которые не укладывались в рамки первых пяти групп: (“Мальчик-с-пальчик”, “Снегурочка”)

Некоторые волшебные сказки начинаются присказками - прибаутками, не связанными с сюжетом. За присказкой следует зачин, начинающий повествование. Зачинов существует несколько типов:

- “жили-были”, “жил-был”, при этом указывается, кто жил: “было три сына”

- “в некотором царстве в некотором государстве”

Также во всех волшебных сказках еще существует и концовка. Она ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному миру. Существует несколько типов концовки:

Наиболее простая: “А Мартынка и теперь живет, хлеб жует”

Концовка, включающая в себя заключение: “Стали они жить поживать да добра наживать”

Концовка - конечная присказка: “И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”

Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, преодоление их героев обнаруживает его удивительные качества. Удивительное - характерная особенность волшебных сказок. Сказки мотивируются идейным заданием, состоящим в борьбе добра со злом и в победе добра. Персонажи волшебных сказок делятся на две группы:

Положительные герои: (невидимка, Медвежье ушко, богатыри-герои, Незнайка, Емеля-дурачок, Иванушка-дурачок)

Отрицательные герои: (Баба-Яга, Змей и Кощей Бессмертный и другие)

Последняя жанровая разновидность сказки - социально-бытовая. В этих сказках бытовые отношения стоят в центре действия. Эти сказки очень кратки; в центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, нет повторений эпизодов. В этих сказка можно выделить несколько групп:

1. Социальная несправедливость - это сюжеты, где барин, купец или поп обирают и унижают крестьян. В этих сказка речь идет о барщине и бедности крестьян

2. Людские “пороки” - в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые: барин в этих сказках показан как глупый и не знающий жизни, не умеющий ни в чем разбираться, жадный, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее

Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит в том, что с них критикуются жизненные порядки, угнетатели и обиратели народа, гораздо яснее выражаются отчаяние и ожидания народа, мечта о справедливости, счастливой спокойной жизни. В бытовых сказках выделяются две группы произведений:

Посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец, лентяй, хитрец, вор.

Семейные конфликты, их герои - глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики

Каждая сказка имеет свое значение, свой смысл, свою мораль и свои традиции. В них немало международных сюжетов, мотивов и типов героем. Варианты русских сказок усваивались польскими сказочниками, а в русский народный репертуар входили польские сказки. Самую значительную роль в истории фольклора выполняет сходство общественно-исторических условий жизни народов. Фольклор различных народов в своей эволюции проходит примерно одинаковые ступени развития.

Национальные сказки схожи между собой своей идеей и тематикой. Имеют общий “костяк”. Отличаются между собой сказки своими национальными особенностями - природой, животными, едой. Сказки русского народа - важная часть национальной и духовной культуры. Русские сказки отличаются от остальных сказок общностью. Национальное своеобразие русского фольклора - в единстве русской земли, присутствует образ родной земли. В русских сказках нарисованы картины народного быта и обрядов, жизненной обстановки, показаны сцены свадеб, похорон, изображается жизнь вдов и сирот. Дается красочное описание одежды: женщины носят кокошники, а мужчины - зипуны, лапти, портянки. Герои едят кашу, пироги, блины; пьют квас, пиво, мед, зелено вино. Герои русских сказок отличаются от героев других народов. Они получают особые определения: “богатыри святорусские”. В русских сказках о животных чаще всего действуют звери, у поляков - птицы; у русских лису обманывает петух, у поляков - гусь, а в сюжете “битый не битого везет” в русских сказках лиса одурачивает волка, в польских - медведя. Национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, развивающееся и изменяющееся.

Значение национальных сказок на всеобщее развитее ребенка - положительное. Это очень легкий подход к обучению ребенка и познанию им других культур и народов, национальных особенностей. Через сказку ребенок не только познает мир, но и путешествует по этому миру, познает флору и фауну национальных сказок. Эти сказки помогают понять ребенку, что на свете очень много людей живет по другим правилам и другим законам, другим обычаям. Также это путь ознакомления ребенка с окружающим миром других стран. Дети смогут больше узнать о быте других народов, об их жизненной обстановке, об их общении друг с другом, об уважении к старшим

Список литературы

1. “Русское устное народное творчество” Москва 1983 г.

2. “Русские народные сказки” Москва 1987 г.

3. “Дошкольникам о сказках” Москва 1991 г.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей и родителей

Недаром дети любят сказку .

Ведь сказка тем и хороша ,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

(Валентин Берестов)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка . Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку , ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказка - это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

Дошкольный возраст - возраст сказки . В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному , необычному, чудесному.

Язык сказки прост и потому доступен детям дошкольного возраста . Сюжет загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей . Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую . Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем , что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн. Близок и мил им сам язык сказки , ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана , если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана , можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности.

В книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» дается замечательный совет для родителей, в котором педагог говорит о том, что не следует уводить ребенка от мрачных сторон жизни. Пусть малыш видит в жизни не только доброе и хорошее, но так же плохое и грустное. Очень часто бывает так, что когда ребенок живет только в атмосфере радости, он вырастает, к сожалению, эгоистом. В таком случае ребенок не будет знать, что в жизни, кроме этих чувств, также есть и горе. Он не будет ценить то, что ему дается, свои радости и старания родителей, которые те прилагают для того, чтобы их ребенок был счастлив.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте ? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной » форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Но мало прочитать сказку , важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество . Сказки можно читать , сказки можно обсуждать , можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит !

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку , ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В каждой сказке своя мораль , каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Сказка , ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника , — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей , незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей , процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающим первоначальный смысл сказки , превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки .

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать , оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков . Бабушки-сказительницы , являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам , передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Я считаю, что сказка - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что - то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

  • Побуждать у детей интерес к сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает - другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми - пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор дидактических игр

Основной этап

Совместная работа с родителями.

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Рисуем сказку» и др.

Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, Осуществили проект «Книжка своими руками».

Сказка в системе нравственного воспитания.

Какие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: . как дружба помогает победить зло («Зимовье»); . как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); . что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап:

Провела итоговую литературную викторину: ”По дорогам сказки.”

Результат:

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения - не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания - литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература - это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Воспитательная функция сказок в воспитании детей дошкольного возраста

О роли сказок в воспитании детей


Цель: Раскрытие исторического и психологического аспекта роли сказок в воспитании детей;
Задачи:
1. Дать понятие о роли сказки в воспитании ребёнка;
2. Раскрыть важность и необходимость ознакомления ребёнка со сказкой с раннего возраста.
3. Воспитывать любовь к чтению сказок.
Штруба Ольга Михайловна, методист МУДО «Дома детства и юношества г. Черемхово» Иркутской области.
Данный материал рассчитан на взрослую аудиторию: 18+. Он будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам – организаторам, педагогам дополнительного образования, (скорее всего молодым специалистам) и родителям.

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)

Сказка всегда присутствует в нашей жизни: мы её слышали в детстве, рассказываем своим детям, внукам. Сколько себя помним, рядом с нами «Колобок», «Репка», «Лиса и волк»… Русские народные, сказки народов мира, авторские: бытовые, волшебные, о животных. Ребёнок любого возраста обязательно скажет, что сказки - это Пушкин. Нет сомнения, первым делом Александра Сергеевича вспоминают, как автора самых известных и любимых сказок: «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Жених». Любовь к сказкам привила маленькому Саше его няня, Арина Родионовна, любовь и привязанность к которой поэт нёс всю свою жизнь. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Замирая от восторга, жадно впитывал каждое слово чудесных сказок маленький Пушкин. Няня скрашивала его одиночество в ссылке в Михайловском, в долгие зимние вечера, продолжая пленять поэта сказками, поговорками, пословицами, песнями.
"Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня,
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаём им знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их, развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даёт знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным. Однозначно, народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Девочек нацеливает на «красну девицу», которая обязательно рукодельница, и умом, и лицом красавица, для мальчиков - добрый молодец (обязательно отважный, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, готовый в любую минуту защищать свою Родину). Такое совершенство для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Высшая цель, поставленная в юном возрасте, во многом определит его как личность. Взрослым необходимо знать мечту малыша, чтобы вовремя корректировать и устранять негативные моменты.
Считается хорошим тоном в воспитании читать ребёнку сказку на ночь. При приглушённом свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того, что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся. Очевидно, что польза сказок перед сном действительно неоспорима.
Учёные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов.
И научно, и жизнью доказано, что дети разного возраста очень любят слушать сказки и необыкновенные истории, которые расширяют диапазон их знаний и кругозора, помогают получить необходимые знания о человеке, о жизненных проблемах, пути их решения. Дают понятие о том, что кроме реального мира, существует ещё и волшебный, наполненный чудесами и приключениями, что добро всегда торжествует над злом.
Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, - «О трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт «Приключения Буратино», «Снежная Королева».
У каждого из нас была любимая сказка, которую мы слушали, читали невероятное количество раз. В чём секрет этого литературного жанра? Почему наши дети, да и мы, взрослые, так любим сказки, какова их роль, в чём польза?
Вспомним, что в старые, древние времена наши предки не спешили наказывать детей, а рассказывали поучительную историю, чтобы провинившийся смог осмыслить своё поведение, сделать выводы и не повторять ошибок. Сказка - очень хороший метод воспитания и обучения детей. Рассказывая сказки, мы передаем опыт наших предков, дополняя его своим, не менее богатым. Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учится сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Житейские истории очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения.
В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно при становлении характера.
Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности.
Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка - это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.
Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей, темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой ситуации. Ребёнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и вот находится способ благополучного её решения. Герои счастливы, здоровы, зло побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои страхи.
Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник - это сказка. Ещё К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Помните, армянскую сказку в стихах «Жадный Вартан», которому скорняк пошил из овечьей шкуры целых семь шапок, но ни одну из них нельзя надеть? Мораль: жадность и зависть до добра не доведут. А «Каша из топора»? О находчивости и смекалке русского солдата? Эти поучительные истории - яркий пример народной педагогики.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам: читать сказку,
1. концентрируя на ней внимание ребёнка;
2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;
3. чётко проговаривая слова;
4. только одну, для более глубокого осмысления;
5. выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);
6. анализируя;
7. попросите пересказать;
8. желательно перед сном.
"Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь".
(Ганс Христиан Андерсен)

Несомненно, найти с детьми общий язык бывает непросто. Дети не всегда прислушиваются к советам взрослых. Да и сами взрослые порой не могут подобрать слова, чтобы объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. На помощь придет сказка. Именно в ней собраны различные чувства. Сказка заставляет ребенка сопереживать, участвовать, испытывать добрые чувства по отношению к положительным героям. Сказка может многому научить. Так, ребенок учится добру, справедливости, смелости.

Нравственное воспитание
  1. Поступки героев сказок помогают ребенку во взаимоотношениях с окружающими его людьми. В первую очередь роль сказки - это нравственное воспитание. Важно объяснить ребенку в чем заключается подвиг или плохой поступок того или иного персонажа. Сказки помогают детям учиться дружить с природой, отличать добро от зла.

Развитие связной речи

Многие логопеды используют сказки в своей работе. Доказано, что чтение сказок помогает ребенку развить речевую активность, увеличивает словарный запас. Речь становится не только понятной, но и грамотной. Это очень важно для ребенка. Ведь ему предстоит пойти в школу. Хорошая связная речь - это залог успешного обучения.
  1. В русских сказках собрана вся мощь родного языка. Образные выражения, юмор, фольклор. Все это необходимо для дальнейшего развития ребенка. Сказки показывают всю сложность, но в то же время и легкость русского языка.

Для самых маленьких детей необходим повтор одних и тех же речевых форм. Например, «Репка». В этой сказке повторяются одни и те же слова и выражения. Но при этом каждый раз прибавляется по одному новому персонажу.

Наглядное пособие

Родителям следует помнить, что слушая сказку, ребенок должен видеть то, о чем ему рассказывают. На помощь придут картинки. Многие книжки уже оборудованы картинками. Если нет, то придется импровизировать. Можно смастерить мини-театр. После прочтения сказки, эти картинки помогут в дальнейшей беседе.

Беседа
  1. Заданные ребенку вопросы на тему только что прочтенной сказки помогут ребенку запомнить новые слова и выражения. Просьба срифмовать слова из сказки поможет ребенку в усвоении поэзии (лисичка - сестричка, зайчик - побегайчик). Часто в сказках используют различные пословицы и поговорки. Если родители не оставят их без внимания, ребенок научится применять их в повседневной жизни. После того как ребенок ответит на поставленные вопросы можно попросить его пересказать сказку. Таким образом развивается не только речь, но и память.
Усидчивость

Известно, что детям с нарушением речевого развития часто сложно усидеть на месте. Они эмоциональны, утомляемы. Такие дети часто отвлекаются и как следствие, перестают воспринимать подаваемый им материал. Сказка - отличный способ справиться с этим. Конечно, если правильно ее преподнести. Ребенка необходимо заинтересовать. Он должен проявлять интерес к дальнейшим событиям. Это тоже важный момент. Можно предложить ребенку огласить свою версию концовки. Попросить его представить, что было бы если бы главный герой поступил по-другому. Также вместе с ребенком можно придумать свое название сказки.


Главное в прочтении сказок - это эмоциональный контакт ребенка с родителями. Доказано, что совместное чтение и беседа помогают в нормализации отношений между детьми и родителями.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Для здоровья и красоты - Женский портал