Для здоровья и красоты - Женский портал

Предмет: Самопознание

Тема: «Учимся помогать друзьям»

Цель: - подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности,

значимости, к сознанию, что труд может приносить радость, удовольствие;

Формировать у детей навыки практической помощи, сочувствия, учить понимать и пользоваться моральными оценками: добрый, смелый, честный, заботливый, отзывчивый;

Воспитывать интерес к предмету.

Ход. занятия

Круг радости

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам.

Мы друзей всех уважаем

И друг другу помогаем!

Я приглашаю вас в круг радости и предлагаю поприветствовать друг друга так – пожать друг другу руку и сказать: «Влад, вот тебе моя рука, я всегда тебе буду помогать!».

Просмотр фрагмента мультфильма «Золушка»

Почему Золушка смогла поехать на бал?

Кто помогал Золушке?

Как их можно назвать одним словом?

Золушка была очень рада, что рядом с ней оказались ее друзья и помогли ей справиться со всей большой работой. А еще ей очень хотелось, чтобы вы узнали, как бывает тяжело, когда рядом нет друзей и некому помочь. Она прислала нам по стакану фасоли, и я вам предлагаю, ребята провести эксперимент – кто быстрее справится с работой – один человек или много. Готовы? Кто хочет начать работу один?

За один столик приглашается один ребенок, а за другой несколько детей. Дети перебирают фасоль, смешанную с мелкими камушками.

Беседа

Понравилась вам эта работа?

Кем работа выполнена быстрее?

Как легче выполнять работу – всем вместе или когда ты один?

Разминка. Игра – этюд «Помощники»

Поиграем в помощников, поработаем немного на даче поможем бабушке и дедушке. Приготовились!

Бабушка постирала белье, а отжать его не может, помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках!

Отжимай сильнее, еще сильнее...

А теперь стряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Еще немного... ну вот, с бельем управились!

Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком... Бери песок в руки, равномерно посыпь землю вокруг себя.

Старайся!

А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!

Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко- высоко, размахиваемся и резко опускаем прямо на бревно...

Ух, получилось! Еще раз поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом, размахнись, сильнее! .. Ух, еще раз! Ух... Готово!

Теперь погреемся на солнышке... Почувствовали тепло во всем теле...Молодцы!

Обобщаем

Принятие правил совместной работы

Делись с друзьями тем, что есть у тебя.

По ходу работы выясняй, как идут дела у других.

Помоги другому, если он что-то не может сделать и просит о помощи.

Распределите общую работу поровну.

Выполняй свою работу, как можно лучше, не подводи друга.

Когда работа сделана, проверь ее сам или проверьте друг друга.

Круг «от сердца к сердцу»

Хорошо мы потрудились,

Еще больше подружились,

Теперь точно знаю я –

Мне помогут все друзья!

Всем спасибо говорю,

Очень вас, друзья, люблю!

УЧИМСЯ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ

Доброе дело добром отзовется.

Русская народная пословица

Цель: учащиеся осознают значение помощи для человека.

Критерии успеха: понимают значение понятий «помощь», «взаимопомощь», «бескорыстие»;

–умеют оказывать по помощьлюдям, природе.

–сопереживают, чутко и доброжелательно относятся к окружающим.

Синтезируют свои знания в коллажах «Доброе дело добром отзовётся». «Они нуждаются в нашей помощи»

Умеют работать в группе

Ресурсы: аудиозапись песни из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда», мяч, фломастеры, клей, карандаши, цветная бумага, лист ватмана, картинки, слайдовая презентация, картинки для коллажей

1. Круг радости . Чтение стихотворения. Платона Воронько. «Мальчик Помогай»

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Где народ сажает сад,

Там и он сажает ряд.

Зачерпнул ведро воды,

Взял и полил две грады.

Землекопы роют пруд-

Он и с ними делит труд.

Возит вырытый песок-

Аж кряхтит его возок.

Всем и каждому помог

Помогай,чем только мог:

Столяру и кузнецу,

Брату, матери, отцу.

Что за славный этот край,

Где растет наш Помогай!

О ком говорится в стихотворении? Почему у него такое странное имя? Какие самые главные слова в стихотворении?

(Что за славный этот край.

Где растет наш Помогай!) –Человек, оказывающий помощь, поддержку. Делает мир лучше и добрее.

2. Игра «Я умею помогать»

Учащиеся становятся в круг. Учитель бросает одному из учеников мяч и спрашивает, оказывает ли он конкретную помощь взрослым. Ученик начинает ответ со слов «Я помогаю…» (например: поливать цветы, подметать пол, мыть посуду). Если предложенное действие первокласснику выполнить не по силам, мяч возвращается учителю. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выскажется .

3. Деление на группы с помощью картинок.

4.Презентация детских работ «Как я помогаю дома» (из домашнего задания)

5. Рассказ учителя с использованием слайдовой презентации.

Изложение содержания рассказа Л.Каминского «Чья помощь лучше?».

Жил-был король. И было у него три дочери – Алина, Полина и Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:

– Сегодня я прошелся по нашему дворцу и просто пришел в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кроватях! И повсюду – фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?

Старшая дочь Алина сказала:

– Я вот как помогу. Когда ты начнешь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Все могут короли». С веселой песней ты моментально сделаешь уборку!

– А я лучше включу телевизор, – сказала средняя сестра Полина, – там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно ее смотреть и все тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберешь весь дворец!

– А ты что включишь? – спросил отец младшую дочь.

– Я включу пылесос, – ответила Эвелина, – нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого, влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе сядем и будем смотреть телевизор.

– Ну что же, – сказал король, – теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.

      Как вы думаете, кого из сестер можно назвать настоящей помощницей? Почему? (Ответы учащихся).

Упражнение «Кто быстрее»

Учащиеся делятся на тройки. Задача – два человека должны быстро и ловко одной рукой надеть на третьего костюм, застегнуть его на пуговицы. Важно, чтобы каждый учащийся действовал только одной рукой. Побеждает та тройка, которая действует быстрее всех.

    Как вы думаете, какие качества характера необходимы для победы в этом упражнении?

(Ответы учащихся).

Все названные учениками качества учитель записывает на доске

Творческая деятельность:создание коллажей на тему: «Доброе дело добром отзовётся» , «Они нуждаются в нашей помощи.»

Учитель предлагает разложить на листе ватмана заранее приготовленные картинки с изображением детей выполняющих посильный труд: кормление домашних животных,посадка и поливка растений, уборка в библиотеке, игры с малышами. На другой ватман: картинки с изображением инвалидов, стариков, детей детских домов, больных, бездомных животных, голодных птиц (зимой),загрязненной природой.

Ребята работают в группах. Затем презентуют свои работы, рассказывая о каждой картинке. Каждая группа оценивает группу смайликами.

Обобщение

– Для того чтобы помогать другому человеку, нужно многое уметь делать самому. Поэтому помощь должна быть вам по силам. А самое главное, помогая другому человеку, старайтесь быть внимательным и дружелюбным.

Цитата урока – Народная пословица гласит: «Доброе дело добром отзовется».

Взаимная забота людей друг о друге помогает каждому человеку чувствовать себя нужным.

Споемте, друзья!

Учащиеся становятся в круг и поют песню из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда»

слова А.Хайта, музыка Б.Савельева

Песенка Леопольда

Мне сегодня весело

С самого утра,

Напеваю песенку

Про свои дела.

А дела прекрасные,

Все мне по плечу.

И скажу не хвастая –

Горы сворочу.

Припев:

Никогда не теряй,

Не теряй своей мечты.

Твердо верь, твердо знай:

Все на свете можешь ты!

Если получается

Все наперекос –

Не впадай в отчаяние,

И не вешай нос.

В самом трудном случае

Хвост держи трубой.

И тогда получится

Все само собой!

Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть.

1. «Оцени поступок»

2. «Да или нет»

3. «Маленькие помощники»

4. «Ласковое слово»

5. «Комплименты»

6. «Вежливые слова»

7. «Клубочек волшебных слов»

8. «Помоги зайчику»

9. «Цветок доброты»

10. «Я умею уступать»

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

«Вежливые слова».

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я умею уступать».

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Надежда Мухина
Конспект занятия «Учимся правильно жить и дружить»

Цель : Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Основная часть.

(Занятие начинается с просмотра мультфильма «Димка и Тимка» . После просмотра мультфильма все дети поют песенку «Настоящий друг» ).

Воспитатель :

Как хорошо иметь верных и надёжных друзей! Вот на этой доброй ноте мы начинаем наше занятие «Учимся правильно жить и дружить » .

Слайд 1. Существует пословица : «Дружба дружбе рознь – иную хоть брось» . Ребята, как вы её понимаете?

(Ответы воспитанников)

Воспитатель :

Предлагаю вам послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать : он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется :

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди – те, которые в опасности от товарищей убегают.

Что произошло с мальчиками в лесу?

Что чувствовал тот мальчик, который остался один на один с медведем?

Что значит быть плохим другом?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Воспитатель :

Послушайте отрывок из стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям» .

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен –

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

*Вам понравились советы? Почему?

* Как можно назвать такие советы?

* Почему это вредные советы?

* Как бы вы поступили в такой же ситуации?

*Попробуйте объяснить герою стихотворения, что такое дружба ?

*Нужно ли быть добрее и внимательнее?

Воспитатель :

Послушайте внимательно вот такую историю :

Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроилась и была готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, попытался ласково успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку.

Подумайте как можно охарактеризовать поступок Максима. Правильно Максим оказал моральную помощь своему товарищу. В чём эта помощь выразилась? (Ответы воспитанников) .

В этой связи послушайте несколько советов.

Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

А сейчас вам предлагается сыграть в игру «Сиамские близнецы» . Для начала вам необходимо разбиться на пары. Мы вас «привязываем» спина к спине, но руки и ноги остаются свободными. Это пары «наоборот» или «сиамские близнецы» . Вам необходимо выполнить некоторые задания.

1) Спляшите «Барыню» .

2) Пробежите 10 метров туда и обратно.

3) Попрыгайте на скакалке 25 раз.

(Проводится игра

Помни! Дружбу разрушить легко , потерять друзей просто, остаться в одиночестве – горько и больно!

Пусть слова «Ты настоящий друг» , сказанные о тебе или сказанные тобой в адрес другого человека, согревают твою душу не только в самые трудные и радостные минуты жизни, а всегда!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Сергей Катанандов: "Мы учимся помогать друг другу".

6 декабря делегация Карелии во главе с Сергеем Катанандовым подвела в Санкт-Петербурге промежуточные итоги выполнения договора о сотрудничестве между нашей республикой и городом на Неве.

Наш корреспондент попросил председателя правительства прокомментировать итоги поездки.

Сергей Леонидович, есть мнение, что договоры о сотрудничестве с регионами России - пустая трата времени и средств. Так ли это?

Нет, не так. Даже если активного сотрудничества не получается, договоры все равно имеет смысл подписывать. Пускай в жизнь воплотится только небольшая часть из задуманного - это все равно принесет немалую пользу и республике, и России в целом. Мы живем в огромной, но единой стране и просто обязаны укреплять связи с самыми отдаленными ее уголками, не говоря уже о соседях.

Удается?

Не все, конечно, однако многие соглашения успешно выполняются. Скажем, с Санкт-Петербургом: большая часть из того, о чем договорились, реализуется. Одно из самых перспективных направлений - добыча и переработка камня. Уже сейчас мы активно поставляем его питерским потребителям. Во второй половине 2002 года совместное российско-немецкое предприятие "Карелмюзинг" начнет разработку месторождения кварцитопесчаника в Карелии. Тогда больше миллиона кубометров камня в год пойдет на строительство объездной дороги вокруг Санкт-Петербурга.

Карельский камень поедет Санкт-Петербург, а что в Карелию?

Сегодня питерский капитал становится серьезным участником нашей экономики: создаются новые предприятия, вкладываются средства в уже существующие, реализуются совместные инвестиционные проекты в дорожном строительстве, энергосбережении, судостроении, строительстве. За два года существенно вырос товарооборот между Карелией и Санкт-Петербургом. Здесь и продукты питания, и промышленные изделия, и техника, и новые технологии.

Вы не боитесь, что вместе с капиталами из других регионов в Карелию просочится криминал?

Ничего не боятся только дураки. А мы - принимаем меры, понимая, что угроза проникновения криминала в экономику существует. Постоянные контакты с администрациями соседних регионов - одна из таких мер.

Как сегодня развивается сотрудничество с другими нашими соседями, в том числе Финляндией?

С Финляндией разрабатываем несколько совместных проектов. В частности, готовимся строить новый целлюлозно-бумажный комбинат. Это принесет пользу и нам, и нашим зарубежным партнерам.

Что касается других регионов России, то и здесь не стоим на месте. У нас хорошие экономические связи с Москвой, Вологодской и Архангельской областями, Краснодарским краем. Стараемся развивать контакты и с другими территориями.

Однако проблем хватает. Контакты регионов напрямую, без посредников, позволяют и нам, и нашим партнерам эффективнее распоряжаться своими ресурсами. Сотрудничая, мы учимся сегодня помогать друг другу. Это касается, между прочим, не только экономики, но и гуманитарной сферы: туризма, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты.

В Карелии разворачивается благотворительная акция "Подари тепло", начатая по вашей инициативе. С обращением в поддержку выступили известные люди: архиепископ Мануил, руководители предприятий и общественных организаций. Чего вы ждете от жителей Карелии?

Для северян, жителей республики, добро, участие к ближнему, сердечное отношение к чужой беде во все времена были традицией, нормой жизни. Вот этого и жду от людей. Жду, что присоединятся к акции бизнесмены, руководители предприятий, что будет оказана помощь пожилым людям, инвалидам, детям: в Карелии, как и во всей России, есть кому помогать. Жду, что местные власти, депутаты всех уровней сделают для людей что-то полезное.

Знаю, что готовится сбор зимней обуви для детишек северных районов, что начата акция "Теплый очаг" - конкретная помощь тем, кто не заготовил на зиму дрова. Это - главное.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Для здоровья и красоты - Женский портал