Для здоровья и красоты - Женский портал

Каждый август перед кем-то из родителей встает вопрос: отправить ребенка, который родился летом, в школу или подождать ещё год? Давайте определимся!

Родители, дети которых были рождены с июня по август, вынуждены принимать это решение: идти в детский сад сейчас или на следующий год? Вроде бы пора, но можно ещё подождать. Будет ребенок самым младшим в группе или самым старшим?

Конечно, немного волнительно отправлять дитя в сад. Для ребенка это новый, сложный этап. Но заботиться о безопасности своего чада можно бесконечно.

Источник: iStock

Как проверить, готов ли ребенок?

Есть некоторый список «навыков», которые способны облегчить пребывание в детском саду. Он включает в себя знание алфавита, возможность распознать гласные и согласные. Хотя, разумеется, это вариативно. То есть в каждом саду могут быть свои пункты.

Давайте рассмотрим список вопросов, которые приблизят вас к пониманию.

1. Посмотрите на уровень образования. Соответствует ли ребенок им? Знает ли он своё имя? Умеет ли рисовать фигуры? Знает ли цвета?

2. Оценить социальный уровень. Может ли ребенок легко отойти от родителей и поиграть?

3. Изучите «общепринятые нормы». Когда обычно детей отправляют в сад?

4. Не бойтесь забрать ребенка из сада и «вернуть» через год, если что-то пойдет не так.

5. Пойти немного позже в детский сад не так страшно, как пойти позже в школу.

Решение за вами

Оцените все эти пункты. Прислушайтесь к ребенку. Готов ли он к общению со сверстниками? Готов ли он уже обучаться чему-нибудь новому (в том числе и когнитивным навыкам)? Если нет, то не следует отправлять ребенка.

Более того, вы можете поговорить с ним о том, как он относится к другим детям, например.

Если вы можете себе позволить оставить его дома (и он ещё не готов к саду), сделайте это.

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.


6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.


8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!

Перед всеми родителями в один момент встает вопрос: готов ли ребенок к школе и созрел ли их ребенок для обучения? Как правило, и родители и педагоги смотрят только на умение будущего школьника читать и считать. И вдруг может оказаться, что первоклассник, прекрасно выполнявший все задания на подготовительных курсах и знающий все необходимое, не хочет идти в школу и имеет проблемы с дисциплиной. Родители не понимают, что происходит, ведь они усердно готовили свое чадо к школе, иногда малыш посещает даже на нескольких подготовительных курсах, да и в детском саду с ним много занимались.

Как правило, на после подготовительных курсов ребенок знает программу первого класса, а повторение уже давно известных истин может вызывать у ребенка только скуку. Знаний для обучения в первом классе у почти любого малыша соответствующего возраста будет достаточно, ведь школьная программа должна быть рассчитана на детей, которые и читать не умеют. Конечно, стоит заниматься обучением еще до школы, но это следует делать ток, чтобы у ребенка появился интерес к знаниям. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учиться и давить на него, можно начать с обучения в игровой обстановке.

Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.

  1. Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью.
  2. Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры.
  3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

    1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
    2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
    3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
    4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
    5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

    1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
    2. Был ли малыш в библиотеке?
    3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
    4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
    5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

    1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
    2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
    3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
    4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
    5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
    6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
    7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
    8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

    1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
    2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
    3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
    4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

    1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
    2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
    3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

    1. Хорошо ли ребенок слышит?
    2. Хорошо ли он видит?
    3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
    4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
    5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
    6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

    1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
    2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п…)?

Зрительная память

    1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
    2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

    1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
    2. Понимает ли он, что читают слева направо?
    3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
    4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

    1. Может ли ребенок рифмовать слова?
    2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
    3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
    4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

1 тест готовности ребенка к школе – Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов на тест готовности к школе

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

  • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
  • № 22 – за правильный ответ -2 балла.
  • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

2 тест готовности ребенка к школе – Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

  • тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
  • копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание точек;
  • опросник.
  • Тест “Рисунок человека”

    Задание “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.Оценивание
    1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
    2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

    3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

    4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

    5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

  • Копирование фразы из письменных букв
    Задание “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
    Он ел суп.

    Оценивание 1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

    3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

    4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

    5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

  • Срисовывание точек Задание “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.Оценивание 1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

    3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

    4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

    5 баллов: каракули, чирканье.

    После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
    3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
    7-12 баллов – средний уровень;
    13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

  • ОПРОСНИК
    Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
    Задание может звучать так:
    “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
      1. Какое животное больше – лошадь или собака?
        (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
      2. Утром мы завтракаем, а днем…
        (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
      3. Днем светло, а ночью…
        (темно = 0; неправильный ответ = -4)
      4. Небо голубое, а трава …
        (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
      5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
        (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
      6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
        (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
      7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
        (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
      8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
        (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
      9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
        (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
      10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
        (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1; на курицу = -3)
      11. Почему во всех автомобилях тормоза?
        (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
      12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
        (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
      13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
        (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
      14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
        (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
      15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…
        (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
      16. Какие ты знаешь транспортные средства?
        (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
      17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
        (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0)
      18. Почему люди занимаются спортом?
        (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
      19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
        (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
      20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
        (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

    Суммируем баллы.
    Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
    Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
    Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
    От -1 до – 10 – ниже среднего.
    От – 11 и меньше – низкий показатель.

    Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

3 тест готовности ребенка к школе – Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.

Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.

Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.

Через 2 минуты – следующее задание:

Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

Должны получиться следующие узоры:

Оценка результатов

Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

4 тест диагностики готовности ребенка к школе – Лабиринт

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:


Оценка результатов

  • 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
  • 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
  • 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
  • 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
  • 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

6 Тест определения готовности к школе – “Найди отличия”

Выявляет уровень развития наблюдательности.

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

7 Тест психологической готовности к школе – “Десять слов”.

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.

Условие проведения теста – полная тишина.

В начале скажите:

Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке.

Всего проводится 5 наборов слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов:

Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь.

Перед пятым предъявлением скажите:

Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше.

Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.

Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)

8 Тест готовности – “Чего не хватает?”

Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

Используются игрушки, различные предметы или картинки.

Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

9 Тест “Четвертый – лишний”

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

10 Тест “Классификация”

Исследование логического мышления.

Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.

Ребенку предлагается разлоджить кретинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки)

Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)

11 Тест “Составление рассказа по картинкам”

Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.

Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

Еще раз напоминаем, что:

  • все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;
  • при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
  • не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;
  • сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. При покупке такого пакета обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и издательство.

Использовались материалы с сайта solnet.ee.

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
Может ли ребенок рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

----
Психологами установлено, что психическая и эмоциональная готовность ребёнка к школе приходится: для девочки на 7-8 лет; для мальчика на 8-9 лет. Конечно, мало кто, учитывая этот немаловажный момент, отдаёт своего сына в школу в 8-9 лет. Априери принято отдавать ребёнка в школу в возрасте 6-7 лет и не позже, - лучше даже раньше, но это заблуждение, нет - лучше позже. По этой причине мальчики значительно отстают от девочек в обучении и дисциплине. По этой причине не допустимо сравнивать успеваемость мальчика с успеваемостью девочки. По этой причине мальчику нужно больше внимания, поддержки и понимания со стороны родителей и учителей. Иначе у ребёнка напрочь пропадёт желание учиться и познавать новое.

С социальной готовностью сложнее тем детям, что не играли с мамой в дворовой песочнице, собирая в игру всех детишек вокруг себя; не посещали садик или посещали его, но только подготовительную выпускную группу, - т. к. социализации дети учатся с ранних лет (с момента, как ребёнок сделал свои первые самостоятельные шаги), песочница во дворе и садик с ясельной или младшей группы являются замечательной школой социализации перед школой.

«Родители, бабушки и дедушки первоклассников больше всего волнуются о том, умеет ли их чадо читать и считать — рассказывает школьный психолог Марина Журавленкова. — Хотя психологи считают, что это далеко не главное — ведь этому ребенка в школе обязательно научат. Но есть навыки, которыми ребенок обязательно должен овладеть до школы. Иначе и процесс обучения, и адаптация малыша к новым реалиям будут сопряжены с большими трудностями, что обязательно скажется и на его успеваемости, и на психологическом состоянии».

Психологи считают, что основными параметрами, определяющими готовность ребенка к школе, служат:

1.Желание учиться и общаться

До определенного момента ребенок не испытывает особого интереса к большому миру — комфортно он себя чувствует только дома, в окружении родных и близких. Но постепенно у него возникает желание начать собственную социальную жизнь и наработать свои личные социальные связи. Это проявляется, во-первых, интересом к сверстникам — желанием общаться, дружить и играть в групповые игры, в которых нужно соблюдать правила и договоренности (дочки-матери, летчика, продавца, врача и т.д.), в которых требуется иногда «наступать на горло собственной песне».

Если ребенок в 7 лет на вопрос «хочешь ли ты идти в школу» твердо отвечает «нет», а компания сверстников у него вызывает страх и желание поскорее уйти — это тревожные знаки, свидетельствующие о том, что ваш ребенок, возможно, не готов к школе.

2.Эмоционально-волевое развитие

Так в психологии называется способность ребенка удерживать внимание на неинтересных для него вещах, не раздражаясь и не «отключаясь». Это необходимо в школе, где ребенку придется делать не только то, что хочется и нравиться, сколько то, что нужно. Сидеть за партой в течение 45 минут и слушать учительницу, даже если она рассказывает то, что он хорошо знает. На уроке физкультуры —делать те упражнения, которые показывает преподаватель, а не те, которые у него лучше всего получаются. Стоять в паре не со своим приятелем, а с девочкой, и при этом не дергать ее за косички. Ребенку, который отстает в эмоционально-волевом развитии, в школе придется непросто.

3. Развитие интеллекта и моторики

Если ваш ребенок успешно прошел школьное тестирование — значит, с этим пунктом у него все в порядке. Все тесты для дошкольников направлены на выявление недочетов именно в развитии интеллекта и моторики (координации глаз — рука, способности соразмерно писать, читать, удерживая глаза на нужной строке, «не теряя» текста).

Не стоит ругать ребенка, который не может справиться с такими заданиями — это говорит не об отсутствии старательности и прилежания, а о том, что мозг ребенка еще не способен справляться с такими задачами. А значит, в школу ему пока рано.

Можно ли за оставшееся время быстро подготовить ребенка к школе?

Не пытайтесь форсировать события. То, что ваш ребенок показывает не готовность к школе не говорит о том, что он плохо развит. Ему просто требуется больше времени. Ваша задача — не подгонять его (тем самым нервируя и формируя у него комплекс неполноценности), а создать условия для «дозревания». Будьте готовы к тому, что в первом классе он вряд станет первым учеником и любимчиком учительницы. Но школа — это длинная дистанция, а цыплят, как известно, по осени считают.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Для здоровья и красоты - Женский портал